Селекторное совещание от 18.02.2016

СТЕНОГРАММА

селекторного совещания с председателями
представительных органов и главами администраций
муниципальных образований Камчатского края

 

18 февраля 2016 г.
15.00

г. Петропавловск-Камчатский
Конференц-зал
Правительства Камчатского края

        

15.00 Раенко В.Ф.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую всех от имени депутатов Законодательного Собрания Камчатского края.

Сегодня в совещании принимают участие:

– Заместитель Председателя Законодательного Собрания Камчатского края – Маклов Константин Геннадьевич;

– Председатели и заместители председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края – Мещеряков Николай Иосифович, Чуев Борис Николаевич, Грачев Леонид Александрович, Погодаев Михаил Геннадьевич;

– Министр экономического развития и торговли Камчатского края Коростелёв Дмитрий Анатольевич;

– Министр имущественных и земельных отношений Камчатского края Выборов Борис Иванович, а также работники исполнительной власти Камчатского края.

На связи у нас 51 председатель представительных органов муниципальных образований края.

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить готовность муниципалитетов и проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления, связанных с введением в действие с 01 января 2016 года Закона Камчатского края "Об установлении единой даты начала применения на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".

Введение налога стало возможным после проведения большого объема работ по оценке недвижимого имущества и созданию кадастра недвижимости Камчатского края. Готовится необходимая муниципальная правовая база.

Налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения относится к категории социально значимых, так как напрямую затрагивает имущественные интересы жителей Камчатки.

Наша совместная задача – более полно информировать граждан об особенностях нового порядка налогообложения имущества, налоговых ставках, источниках получения сведений о размерах кадастровой стоимости недвижимости, а также обязанности физических лиц сообщать информацию в налоговые органы о принадлежащих им на праве собственности объектах налогообложения.

В ходе совещания мы хотим услышать информацию о реальном состоянии дел в муниципальных образованиях, в том числе проблемах, возникающих в процессе правоприменения законодательства.

Для дальнейшего ведения совещания слово предоставляется председателю постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по экономике, собственности, бюджету, налоговой политике и предпринимательской деятельности Мещерякову Николаю Иосифовичу.

Мещеряков Н.И.: Добрый день, уважаемые коллеги!

Тему нашего селекторного совещания Валерий Федорович уже обозначил. Сегодня хотелось бы обсудить проблемы, возникающие при переходе на уплату налога на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Данная система уплаты налога на имущество физических лиц введена Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ, в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц".

В зависимости от степени реализации мероприятий, направленных на проведение сплошной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края и их постановке на налоговый учет, Законодательным Собранием Камчатского края на сентябрьской сессии 2015 года принят Закон Камчатского края от 12.10.2015 № 671 "Об установлении единой даты начала применения на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".

Анализ расчетов потенциальных поступлений от налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости, по предварительным данным УФНС России по Камчатскому краю, показал, что планируемое увеличение поступлений от налога в 2016 году составит 6,8 млн. рублей, общая сумма поступлений составит 56,8 млн. рублей.

Основная доля поступлений от налога придется на налогоплательщиков – собственников квартир, сумма уплаты налога у которых увеличится на 32%, а также налогоплательщиков – собственников объектов, относящихся к категории "иные строения и сооружения", сумма налога у которых увеличится на 20%.

При этом, для налогоплательщиков – собственников жилых домов и гаражей налоговая нагрузка снизится.

Данные обстоятельства при определении порядка установления налога на основе кадастровой стоимости недвижимости на 2016 год говорят о возможном увеличении налоговой нагрузки на собственников квартир, строений, помещений и сооружений, а также о неравномерном распределении налоговой нагрузки между собственниками квартир и собственниками домов.

Поэтому цель нашего сегодняшнего селекторного совещания – это конструктивный разговор со всеми заинтересованными органами, министерствами, муниципальными образованиями и конечно обмен мнениями по данному вопросу, обсуждение проблем, связанных с переходом на исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Слово предоставляется Министру экономического развития и торговли Камчатского края Дмитрию Анатольевичу Коростелеву.

Коростелев Д.А.: Добрый день, уважаемые коллеги! Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена новая глава 32 "Налог на имущество физических лиц".

Налог устанавливается Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, особенности определения налоговой базы в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, а также дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

1)    жилой дом;

2)    жилое помещение (квартира, комната);

3)    гараж, машино-место;

4)    единый недвижимый комплекс;

5)    объект незавершенного строительства;

6)    иные здания, строение, сооружение, помещение.

Статья 402 Налогового Кодекса РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Однако, для реализации положения этой статьи необходимо, чтобы субъектом Российской Федерации было принято соответствующее решение – установлена единая дата применения на территории этого субъекта начала порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. В связи с отсутствием такого решения в Камчатском крае при исчислении налога за 2015 год применяется порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

На заседании рабочей группы по организации межведомственного и межуровневого взаимодействия, направленного на увеличение налоговой базы по имущественным налогам в Камчатском крае, 30.07.2015 г. рассмотрен вопрос о выработке рекомендаций для принятия Правительством Камчатского края решения о применении (не применении) порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов налогообложения в 2016 году.

По результатам обсуждения было решено рекомендовать Правительству Камчатского края принять решение о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2016 года.

Данное коллегиальное решение одобрено Губернатором Камчатского края, по его инициативе Законодательным Собрание Камчатского края принят Закон Камчатского края от 12.10.2015 № 671 "Об установлении единой даты начала применения на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", предусматривающей введение новой системы с 01.01.2016 г.

Для обеспечения перехода к новому порядку начисления налога и предотвращения потерь местных бюджетов Министерством территориального развития Камчатского края подготовлен типовой проект муниципального нормативно-правового акта по установлению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. На его базе во всех муниципальных образованиях в Камчатском крае своевременно подготовлены, приняты и опубликованы соответствующие нормативно-правовые акты.

Для налогоплательщиков на официальном сайте УФНС России по Камчатскому краю по адресу www.nalog.ru/rn41/taxation/taxes/imuch2016/ размещено следующее:

– информация о принятых органами местного самоуправления в Камчатском крае нормативно-правовых актах об установлении налоговых ставок;

– информация о дополнительных вычетах и льготах по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости;

– особенности исчисления налога;

– калькулятор предварительного расчета налога за налоговый период 2016 года.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНДВ, упрощенную и патентную системы налогообложения, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности. Исключение составят объекты недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включенные Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в перечень административно-деловых, торговых центров, а также нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Предусмотрено поэтапное включение таких объектов в перечень:

– на первом этапе в 2017 году в городских округах с численностью населения свыше 100 тыс. человек (Петропавловск-Камчатский городской округ);

– на втором этапе в 2018 году система дополнительно распространяется на городские округа и городские поселения с численностью населения свыше 15 тыс. человек (Вилючинский городской округ, Елизовское городское поселение);

– на третьем этапе в 2019 году система вводится на всей территории Камчатского края.

Мещеряков Н.И.: продолжим работу, слово предоставляется министру земельных и имущественных отношений Камчатского края Борису Ивановичу Выборову.

Выборов Б.И.: Добрый день, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, начиная с 2016 года на всей территории Камчатского края налог на имущество физических лиц будет выплачиваться по новым правилам, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ.

Работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Камчатского края, были проведены в 2012 году. Заказчиком работ выступала Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии. Результаты оценки утверждены Постановлением Правительства Камчатского края от 27.12.2012 № 595-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Камчатского каря".

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, в виде кадастровой справки, предоставляются филиалом "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Камчатскому краю. Получить указанную справку можно в любом из офисов приема-выдачи документов филиала кадастровой палаты, а также путем заполнения электронной формы-запроса на интернет портале государственных услуг.

Кроме того, с запросом о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно обратиться в любой офис многофункционального центра предоставления муниципальных и государственных услуг, расположенных на территории Камчатского края.

Любое лицо, желающее узнать кадастровый номер и кадастровую стоимость объекта недвижимости может воспользоваться сервисом "Публичной кадастровой карты" (www.maps.rosreestr.ru).

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде, а также комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 24.10.2012 г., комиссия создана при Управлении             Росреестра по Камчатскому краю. Порядок обращения в комиссию размещен на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в подразделе "рассмотрение споров". (www.rosreestr.ru).

Законодательством предусмотрены многочисленные дотационные механизмы, в связи с изменением порядка исчисления налога, в том числе постепенный рост налоговой нагрузки.

Еще, хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 400 Налогового Кодекса плательщиком налога на имущество является тот, кто имеет документ о праве собственности на имущество. Т.е. документ о праве собственности является основанием для уплаты налога на имущество физических лиц.

Мещеряков Н.И.: слово предоставляется руководителю Управления экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Евгении Сергеевне Поздняковой.

Позднякова Е.С.: Добрый день, уважаемые коллеги! Думой Петропавловск-Камчатского городского округа 27.11.2015 г. принято Решение "О налоге на имущество физических лиц на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" № 365-нд.

С 01.01.2016 г. налог на имущество физических лиц в Петропавловск-Камчатском городском округе исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно статье 408 Налогового Кодекса, данный переход на исчисление налога по кадастровой стоимости будет проводиться поэтапно с использованием понижающего коэффициента.

Мы попытались провести аналитику по тем объектам, которые на сегодняшний день попадают под данную систему налогообложения, с учетом того, как раньше исчислялся налог – путем применения инвентаризационной стоимости, и как он будет начисляться на переходный период, с учетом понижающего коэффициента, а также как он будет начисляться после переходного периода с учетом начисления налога без понижающего коэффициента.

В качестве примера, могу привести жилье экономического класса с инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. рублей. На сегодняшний момент сумма нагрузки по такому жилью в налоговом исчислении составляет 239 рублей, в момент перехода при применении понижающих коэффициентов эта сумма составит 387 рублей, после переходного периода (4 года) – 979 рублей.

Мы понимаем, что основное недовольство в данном случае могут изъявлять те категории граждан, которые обладают жильем экономического класса, и для которых переход на новую систему налогообложения существенно ударит по карману. В основном это собственники квартир, инвентаризационная стоимость которых составляет до 500 тыс. рублей. Собственники квартир, инвентаризационная стоимость которых составляет свыше 500 тыс. рублей особой разницы не почувствуют.

На сегодняшний момент в базе данных налогового органа по Петропавловск-Камчатскому городскому округу учтено 67 315 строений, помещений и сооружений, в том числе 43 869 объектов недвижимого имущества, по которым исчисляется налог. Необходимо отметить, что остальные 23 446 объектов – это объекты, которые принадлежат на праве собственности льготной категории граждан.

По состоянию на 01.01.2016 г. в базе данных налогового органа по 149 объектам отсутсвуют сведения о кадастровой стоимости, в том числе кадастровая стоимость отсутствует по 105 объектам незавершенного строительства и 44 сооружениям, по которым определение кадастровой стоимости не предусмотрено.

Мы хотели бы обратить внимание и попросить содействия в следующем: со второго квартала 2016 года администрация считает необходимым приступить к информированию граждан о нововведениях в налоговом законодательстве на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Но, мы понимаем, что консультировать граждан без понимания кадастровой стоимости и того налога, который они будут оплачивать, без участия Росреестра и налоговых органов невозможно.

Мы проверили те информационные ресурсы, на которых Росреестр и налоговая разместили в информационном доступе калькулятор и анкету по получению данных о кадастровой стоимости объектов недвижимости. На сегодняшний момент вызывает большое опасение, та категория граждан, которая не сможет воспользоваться данными ресурсами.

При входе в личный кабинет (калькулятор) на сайте налогового органа, мы хотели бы предложить рассмотреть такую возможность, чтобы помимо информации о кадастровой стоимости объекта, а также о налоге, была бы размещена форма заявления тех категорий граждан, которые могут претендовать на льготу. Если бы данное заявление можно было бы направлять, то это решило бы многие проблемы, потому что льготная категория граждан зачастую не обращается в налоговый орган за получением льготы.

А также организовать на базе МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, с обязательным закреплением консультанта, пункт информационной поддержки для налогоплательщиков, получивших логин и пароль для входа в личный кабинет налогоплательщика, но не имеющих навыков и возможности им воспользоваться.

Второй вопрос – это упростить доступ получения информации на официальном сайте Росреестра о кадастровой стоимости объектов недвижимости, с возможностью, в случае выявления ошибок или несогласия с установленной кадастровой стоимостью, заполнения и направления в компетентный орган заявлений в электронной форме, а также образцов по заполнению таких заявлений.

Чтобы заполнить анкету на сайте Росреестра нужно пройти семь ссылок, далее при заполнении анкеты требуется указание кадастрового номера. Для того, чтобы получить кадастровый номер, нужно обратиться в МФЦ или Росреестр для получения кадастрового номера и кадастрового паспорта, данная процедура занимает десять дней. Зачем человеку, который получает кадастровый паспорт, заполнять эту анкету, если он уже получил кадастровый номер и знает кадастровую стоимость объекта недвижимости. Очень тяжело на Росреестре получить данную информацию.

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в свою очередь готова организовать работу по размещению на оборотной стороне квитанций об оплате за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемых муниципальным автономным учреждением "Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" и в социальных сетях информации, о произошедших с 01.01.2016 г. изменениях в сфере имущественного налогообложения в Петропавловск-Камчатском городском округе, с указанием контактного лица и номера телефона для получения налогоплательщиком подробной информации по возникшим вопросам.

Мещеряков Н.И.: слово предоставляется начальнику финансового Управления Елизовского муниципального района – Петренко Виктору Андреевичу.

Петренко В.А.: нормативно-правовая база на территории Елизовского муниципального района определена. Мы провели предварительный анализ налога на имущество, например, в г. Елизово при однокомнатной квартире величина получения налога увеличится на 56,5% в первом году, и к концу налогового периода – это 5 лет, она увеличится на 282%; в Пионерском сельском поселении, первоначально увеличение будет на 15,7%, Николаевском сельском поселении – 17,7%, окончательное увеличение будет планироваться от 78,3 – 88,7%.

Если брать трехкомнатную квартиру, то здесь увеличение идет в первый год – 106,4%, и окончательно – 532%.

Хотелось бы поддержать представителя г. Петропавловска-Камчатского в том, что существуют проблемы при заполнении анкеты на сайте Росреестра, при получении кадастрового номера. А также у нас в районе существуют проблемы с интернетом, да и в Петропавловске все-таки более продвинутая часть населения, а у нас в районе больше сельского, менее знакомого с компьютером и интернетом.

Мещеряков Н.И.: да, действительно, там, где в районах отдаленность – большие проблемы с интернетом. Там, как и предложил г. Петропавловск-Камчатский, необходимо наладить предоставление информации в другом виде, печатных изданиях, брошюрах. Предоставляем слово одному из отдаленных муниципальных районов – главе Усть-Камчатского муниципального района Павлу Макаровичу Кошкареву.

Кошкарев П.М.: администрацией Усть-Камчатского муниципального района подготовлены нормативно-правовые акты "Об установлении и введении в действие на территории Усть-Камчатского муниципального района налога на имущество физических лиц на 2016 год" исходя из кадастровой стоимости объектов.

Нормативно-правовые акты опубликованы в средствах массовой информации: газете "Усть-Камчатский вестник", а также размещены на официальном сайте Усть-Камчатского муниципального района.

О ходе проведения кадастровой оценки недвижимого имущества, хотелось бы отметить, что в марте 2012 года краевым БТИ была произведена оцифровка технических паспортов всех объектов недвижимости района. информация передана ФБГУ "ФКП Росреестра" по Камчатскому краю. Большая часть объектов недвижимости Усть-Камчатского района находится на кадастровом учете в государственном кадастре недвижимости (ГКН).

По объектам, отсутствующим в ГКН Усть-Камчатским представительством ГУП "Камчатское краевое БТИ" ведется определенная работа по постановке их на кадастровый учет.

Специалистами Комитета по имуществу постоянно оказывается помощь организациям и физическим лицам по постановке не учтенных объектов недвижимости на кадастровый учет. Инвентаризация объектов, находящихся в муниципальной собственности и не внесенных в реестр ГКН проведена в 2015 году. На часть объектов недвижимости планируется изготовление технической документации в 2016 году.

План мероприятий по проведению кадастровой оценки объектов недвижимости подготовлен и направлен в адрес Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края 10.03.2015 г.

Отчет о реализации "Плана мероприятий по повышению в Камчатском крае роли имущественных налогов в формировании краевого и местных бюджетов на 2015 и 2016 годы" за 2015 год направлен в адрес Минэкономразвития Камчатского края.

Мещеряков Н.И.: большое спасибо, есть еще желающие выступить? Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич!

Коростелев Д.А.: уважаемые коллеги, хотел бы сказать, после выступления Евгении Сергеевны, что Дума Петропавловск-Камчатского городского округа пыталась в свое время принять решение по налогу на имущество, что сделало в ряде случаев несправедливым налогообложение, поскольку новостройки не имеют инвентаризационной стоимости, т.е. человек, который проживает в доме, в квартире, которая имеет инвентаризационную стоимость и человек, который живет в новом жилье, в силу того, что мы не принимаем решения по кадастровой стоимости – не имеет обязанности платить налог.

Что касается льгот, хотелось бы услышать примеры сокращения льготного состава. Хотел бы напомнить, что статья 407 Налогового Кодекса устанавливает 15 групп налогоплательщиков в отношении которых установлены налоговые льготы, там действительно расширенный перечень, установленный федеральным законом, там органы местного самоуправления не вольны принимать какие-либо дополнительные решения.

Что касается консультаций и разъяснительной работы, сейчас не готов сказать на счет изменения формата Росреестра и калькулятора, но всю необходимую работу по предложениям органов местного самоуправления мы готовы организовать на площадках МФЦ, поэтому ждем предложений.

Мещеряков Н.И.: благодарю всех за конструктивную работу! Мы обозначили целый ряд проблем, который у нас существует. Есть основная проблема – это информированность населения. Хотелось бы еще отметить одно, согласно действующего законодательства изменения и перерасчеты налогов будут происходить только с даты подачи заявлений. Т.е. чем раньше обратится физическое лицо, которое не устроит величина налогообложения, величина кадастровой стоимости имущества, тем раньше возможен перерасчет. За тот период, за который налогоплательщик не обращался, законодательство не дает такого права производить перерасчет. Поэтому хотелось бы активно, не откладывая, информировать население. Депутаты Законодательного Собрания Камчатского края, и члены комитета по экономике, собственности, бюджету, налоговой политике и предпринимательской деятельности всегда готовы к работе, если есть какие-то вопросы, просьба к нам обращаться, мы обязательно включим в план работы, все то, что сегодня прозвучало и, конечно, те обращения, которые будут к нам поступать не оставим без внимания.

Раенко В.Ф.: уважаемые коллеги, благодарю всех участников совещания за высказанные дельные предложения. Честно говоря, не знаю, как у вас, а у меня больше вопросов, чем ответов.

Хотел бы Вас попросить: тот, кто ощущает себя уверенным пользователем, пусть пройдет сам всю цепочку, и попробует получить информацию сколько же он будет платить налог в 2017 году, это касается в первую очередь депутатов представительных органов. Уверен, что возникнет столько вопросов в ходе этой работы, которая потребует шлифовки уже сейчас.

А у нас получается, что, новый год начинается, или июль месяц, возьмем повышение тех же коммунальных услуг, новые квитанции вызывают огромное количество вопросов. И мы принимаем срочные меры, пытаемся разобраться, как и почему происходит повышение, правильно ли

, на столько ли? Коллеги, не должно так быть!

Мы почему подняли этот вопрос за год, до вступления в действие этого закона, для того, чтобы вы попробовали, поняли, и разъяснили людям. А здесь у каждого уже свой метод: где-то районная газета хорошо пользуется спросом у населения, где люди черпают информацию. Разъясните там, с примерами. Где-то написать письма с разъяснениями, рассказать куда обратиться, с тем, чтобы тебе пояснили – время пока еще есть!

У меня убедительная просьба ко всем руководителям довести эту информацию до депутатов своих поселений и начинать работу уже сегодня, тогда, за оставшееся время, а его немало, практически еще год впереди, можно будет прояснить, прежде всего для себя и со знанием дела разъяснить людям.

Следующее селекторное совещание запланировано провести в мае 2016 г. по теме: "О реализации на территории Камчатского края положений закона Камчатского края "Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае". Готовит комитет по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений.

Ждем от вас предложений по содержательной части.

Благодарю всех за внимание, до встречи на следующем заседании.